Несмертельные передозировки опиоидами оказываются упущенными из внимания общественности на фоне опиоидного кризиса, убившего в прошлом году более 100 000 американцев. Тем не менее, здоровье людей, переживших несмертельную передозировку, подвержено риску, в первую очередь — нейродегенеративным заболеваниям. Об этом говорится в новом исследовании Дрексельского университета.
В исследовании рассматриваются имеющиеся данные о несмертельных передозировках опиоидов и о том, как они могут быть связаны с когнитивными проблемами, в некоторых случаях с изменениями, подобными наблюдаемым у пациентов с болезнью Альцгеймера. Это показывает, что люди, пострадавшие от передозировки, нуждаются в более комплексном лечении, не ограничивающемся введением дозы налоксона.
«Мы спасаем человека от [смертельной] передозировки и ставим своего рода галочку. В долгосрочной перспективе человек становится очень уязвим, но мы считаем, что наша работа сделана. Однако этого часто оказывается недостаточно», — говорит Жанна Атаянц, одна из авторок исследования и старшая научная сотрудница отдела общественного здравоохранения и профилактики при Школе Общественного Здравоохранения Дрекселя.
Атаянц впервые заинтересовалась когнитивным аспектом последствий опиоидной передозировки, когда проводила исследование рисков ее наступления совместно с Кенсингтонской организацией здравоохранения Prevention Point. В беседах с участницами исследования (Атаянц преимущественно работала с женщинами) она спрашивала их, сталкивались ли они с какими-либо неврологическими симптомами. Многие отмечали проблемы с памятью, концентрацией и планированием, у некоторых опрашиваемых даже проявлялись двигательные дисфункции, такие как тремор.
«После проведения анализа была выявлена определенная корреляция между количеством передозировок в их жизни и этими симптомами», — говорит Атаянц. Это побудило ее провести более широкое исследование доступных материалов по этой теме.
«Каждый раз, когда случается передозировка, вы можете пострадать от гипоксии — прекращения поступления кислорода в мозг. Это самое неблагоприятное последствие. В результате гипоксического поражения некоторая часть нейронов погибает и повреждается», — говорит Атаянц.
Исследователям пока неясно, что именно вызывает изменения в мозге: однократная передозировка, не приводящая к смерти, однократная тяжелая передозировка или повторяющаяся гипоксия от многократных передозировок.
По словам Атаянц, людям, перенесшим всего несколько передозировок на протяжении жизни, гипоксия может и не нанести ярко выраженного вреда: мозг способен формировать новые нейронные связи для компенсации утраченных. Но постоянные передозировки могут иметь серьезные долгосрочные последствия — у жертв опиоидных передозировок наблюдались неврологические изменения, подобные наблюдаемым у пациентов с болезнью Альцгеймера.
Исследователи обнаружили, что передозировка также может привести к проблемам с исполнительными функциями мозга, из-за чего некоторым становится трудно оценить дозу героина, которую они принимают, либо иным образом оценить риски своих действий. «Это запускает цикл, который сам по себе приводит к новым передозировкам», — говорит Атаянц.
Эти выводы особенно тревожны, учитывая снижение качества наркотиков в США. Фентанил, мощный синтетический опиоид, заменивший собой большую часть героина в городе, стоит за большинством смертельных передозировок в стране.
«Я выступаю за расширение доступа к наркотикам без вредных примесей и за организацию центров безопасного употребления — с точки зрения нейрокогнитивного здоровья, лучше употреблять наркотики с минимальными рисками», — говорит Атаянц. — «Если люди, употребляющие наркотики, знают содержимое того, что они собираются принять, у них меньше шансов получить передозировку, и меньше шансов столкнуться с негативными последствиями, обнаруженными в моем исследовании».
Осложняющим фактором является тот факт, что о передозировках, приведших к смерти, как правило, не сообщается, и они остаются вне поля зрения исследователей. Трудно узнать о передозировке за пределами больницы, однако Атаянц сообщает, что передозировки со смертельным исходом, вероятно, составляют лишь 3–4% от общего их числа.
По словам Атаянц, из-за отсутствия данных о несмертельных передозировках выводы исследователей Дрексельского Университета о снижении когнитивных функций в результате передозировки находятся на данный момент на уровне гипотез. «Нам нужно изучить это явление должным образом и провести проспективные исследования для установления однозначной причинно-следственной связи».
Но, по ее словам, имеющиеся исследования указывают на то, что исследователи и активисты сферы общественного здоровья должны обращать больше внимания на последствия несмертельных передозировок, в том числе включить лечение неврологических проблем в стратегии предотвращения последующих передозировок. «Мы изучаем факторы риска передозировки и много знаем об этом, — поделилась Атаянц, — но я даже не думала в противоположном направлении — каким образом передозировка становится причиной последующего ухудшения здоровья. Нам необходимо обращать больше внимания на здоровье переживших передозировку людей».
Источник: The Philadelphia Inquirer.
Перевод: Анна Ренжина.