Автобусы — это наше все. За почти 20 лет работы у нас сменилось несколько автобусов, в которых мы оказывали низкопороговую помощь наркозависимым. Вместо сидений в салоне наших автобусов пункт приема посетителей, место для консультаций и тестирования.
В 1996-м году французская ассоциация «Врачи мира», под эгидой которой мы действовали поначалу, купила первый автобус марки «Икарус» (на верхнем фото). Его переоборудовали в ребцентре «Мельничный ручей», и в 1997 году он вышел в первый рейс.
Наш директор Сергей Дугин говорит, что в те годы иностранные представительства носили специальные желтые номера. Не как такси, а посветлее. Никаких проблем с обслуживанием и работой не было, но долго этот автобус не проездил. В 1999 году его подожгли неизвестные прямо рядом с домом, где жил водитель. Потом произошло еще более странное: уже обгоревший автобус подожгли второй раз на стоянке, где он ждал утилизации. Мы до сих пор не знаем, что это было.
Полгода фонд пытался работать без автобуса. Сотрудники ездили на аутрич на своих машинах, но никто не приходил. В те годы интернет и даже мобильные телефоны были малодоступны, многие не знали, что без автобуса фонд работает, или не доверяли сотрудникам на частном авто. До поджога автобус обычно стоял у Правобережного и Мальцевкого рынков. Тогда там были точки сбыта наркотиков, а значит, там обитали и наши благополучатели. Люди, которые жили напротив стоянки, каждую среду смотрели в бинокль, приехал ли автобус.
Скания, 2000-2004 гг.
Так что без автобуса продолжать было никак нельзя, и для покупки нового мобильного пункта провели целую информационную кампанию. На призыв о помощи отреагировали UNAIDS, британский Know how fund и многие другие. Оставшуюся сумму добавили «Врачи мира» и купили автобус марки «Скания». Снова переделали все внутри, поставили на учет, повесили «желтые» номера и вышли в рейс. Но покупка была неудачная, двигатель часто ломался, а обслуживание было катастрофически дорогим: по 5-7 тысяч долларов за один ремонт. Не так много, как при нынешнем курсе, но все равно сумма не маленькая.
В 2004 году появился третий автобус. Опыт с дорогим ремонтом привел к тому, что мы решили попробовать отечественного производителя. И приехал «МАРЗ» — автобус Мичуринского авторемонтного завода. Вернее, не он приехал, а сотрудники фонда ездили за ним в Мичуринск и перегоняли оттуда в Санкт-Петербург.
МАРЗ, 2004-2019 гг
В техническом плане это был кошмар. Однажды после сильного дождя внутри всё плавало — протекли стекла. Но чинить этот автобус было дешево и быстро. МАРЗ прослужил нам дольше всех — почти 16 лет. И пережил сам завод, который обанкротился и закрылся в 2011 году.
В конце 2019 года фонд купил новый Golden Dragon, который вы легко узнаете по традиционной расцветке. Синий автобус — можно сказать, наш бренд. Иногда он тоже ломается, и тогда мы отменяем наши ежедневные выезды или пытаемся отправить Маленький автобус на замену. Следите за обновлениями расписания.
Golden Dragon, 2019-настоящее время