Как слова могут повлиять на чье-то ментальное здоровье и стать препятствием в получении лечения.
Ключевые моменты:
- Наш мозг продуцирует ответную реакцию на слова посредством процесса, известного как ассоциативная активация.
- Стигматизирующая лексика является одним из многих препятствий для обращения за лечением от проблемного употребления психоактивных веществ или психического расстройства.
- Психическое здоровье отдельной личности — это всего лишь один из аспектов того, кем она является, и не может определять ее.
Слова, которые мы используем, приобретают особенное значение, когда речь идет о психическом здоровье и аддикции. К счастью, наше отношение к психическому здоровью и зависимостям значительно улучшилось за последние несколько десятилетий, однако нам еще предстоит пройти долгий путь.
Многие поколения выросли в обществе, где стигматизирующие слова и высказывания, такие как «псих», «чокнутый» и «сумасшедший», были приемлемыми для описания того или иного человека. В настоящее время употребление этих слов больше не считается допустимым, хоть они по-прежнему используются на многих платформах, включая социальные сети и повседневную речь.
Как мозг обрабатывает язык
Наш мозг продуцирует ответную реакцию на слова посредством процесса, известного как ассоциативная активация. Этот процесс запускается, когда мы видим или слышим какое-либо слово. Далее наш мозг формирует идею, за которой следует эмоция, которая часто вызывает действие или реакцию.
Речь создает последовательность активности в нашем мозге, происходящей быстро и инстинктивно, без сознательного контроля. Он производит серию, или, иначе говоря, паттерн когнитивных, эмоциональных и физических реакций. Таким образом мы реагируем на слова, даже не осознавая этого.
В результате стигматизирующая лексика вызывает немедленную негативную реакцию на подсознательном уровне. Когда мы слышим такие слова, как «сумасшедший», «наркоман» или «алкоголик», мы сразу же интуитивно маркируем человека как плохого просто из-за стигматизирующих высказываний, которые наш мозг перерабатывает в инстинктивную отрицательную эмоцию.
Определение стигмы
Стигматизирующая лексика является одним из многих препятствий для обращения за лечением от проблемного употребления психоактивных веществ или психического расстройства, поскольку многие люди не хотят, чтобы на них навешивали ярлыки. Стигму часто определяют как негативный взгляд и отношение к людям или идеям, основанное на отличительных характеристиках. С точки зрения психического здоровья и аддикции, стигма может привести к ухудшению состояния здоровья, поскольку люди, сталкивающиеся со стигматизацией, реже обращаются за лечением и чаще сталкиваются с проблемами самооценки.
Стигматизирующие высказывания в сфере психического здоровья и потребления ПАВ повсюду: от социальных сетей и широкой публики до книг, телевидения и медицинских работников. Следует учитывать, что то, как мы используем наши слова, может иметь огромное значение. Эта проблема поднималась в том числе Национальными Институтами Здравоохранения США (NIH): «В статье, опубликованной в журнале «Нейропсихофармакология», руководители NIH обращаются к вопросу о том, как использование соответствующего языка для описания психического заболевания или аддикции может уменьшить стигматизацию и улучшить отношение к людям с этими состояниями как в медицинских учреждениях, так и во всем обществе».
Принятие «личностно-ориентированного» языка
Психическое здоровье человека — это всего лишь один из аспектов того, кем он является. Психическое здоровье не определяет саму личность, а использование стигматизирующих выражений для описания человека с психическим расстройством или аддикцией может быть болезненным для него. Некорректно называть кого-то «психически больным», более уважительно было бы ставить на первое место человека, а не его расстройство. Например, можно сказать «человек, живущий с психическим заболеванием». Такие слова, как «наркоман», «алкоголик» и «злоупотребляющий», определяют человека через его расстройство, что также является недопустимым.
Преобразование этих терминов в более подходящие, не навешивающие ярлыки на людей, является ключом к дестигматизации этих слов. Например, такие высказывания, как «человек с психическим расстройством» или «человек с расстройством, связанным с употреблением ПАВ», являются более подходящими, поскольку ставят на первое место человека и избавлены от стигматизирующих слов. Описание кого-либо как «шизофреника» или «психа» использует расстройство психического здоровья для определения личности, тогда как психическое здоровье является лишь одной из характеристик этого человека. Более подходящим, «личностно-ориентированным» языком были бы такие формулировки, как «человек, живущий с шизофренией» или «человек, переживающий психозы». Таким образом, в первую очередь подчеркивается человек, а не его расстройство.
Общественность часто воспринимаем жизнь с психическим расстройством как отсутствие силы воли, в то время как психические расстройства являются расстройствами головного мозга, и к ним должно быть такое же отношение, как к любым другим расстройствам здоровья. Путем изменения формулировки можно изменить отношение общественности к психическому здоровью и аддикции.
Думай, прежде чем говорить: приемлемый язык в мире психического здоровья
- «Добровольно ушел из жизни» вместо «покончил жизнь самоубийством»
- «Пережил суицид» вместо «успешная/неудавшаяся попытка суицида»
- «Употребление или неправильное употребление» вместо «злоупотребления»
- «В программе лечения» вместо «обретающий(ая) чистоту»
- «Расстройство, связанное с употреблением алкоголя» вместо «алкоголизм»
- «Расстройство, связанное с употреблением ПАВ» вместо «зависимость»
- «Свободный(ая) от зависимости» вместо «трезвый(ая)»
- «Человек с расстройством, связанным с употреблением алкоголя» вместо «алкоголик»
- «Человек с расстройством, связанным с употреблением ПАВ» вместо «торчок» или «наркоман».
Автор: доктор медицины Кристен Фуллер.
Источник: Psychology Today.
Перевод: Анна Ренжина.