Человек впервые пробует наркотик по своей воле, но когда начинает видеть последствия, самостоятельно отказаться от употребления этого яда уже не может. Наши клиенты – это люди, чья жизнь идет под откос, прошлое разрушено, а будущего нет. Они нуждаются в помощи, но зачастую не готовы за ней обратиться, они испуганы, никому не верят и чувствуют глубокую безысходность. Совладать с физической зависимостью больному легче, чем выстоять перед страшной и невыносимой тягой к наркотику, которая постоянно подкрепляется ощущением того, что впереди… – ничего, надежды нет.
Есть такие русские слова, которые как нельзя лучше описывают состояние наркомана, который хочет завязать: обреченность, безвыходность, беспросветность, отчаяние. Помощь других людей является стимулом для возвращения больного к нормальной жизни. Понимание того, что он не один в своей беде, что близкие хотят поддержать его и видят в нем личность, очень нужно наркоману.
История Наташи, салонной секс-работницы, героиновой наркоманки, яркий пример тому. С 2009г. она часто посещала мобильный пункт профилактики на Петроградской, брала презервативы и шприцы. Разговоры о том, чтобы изменить образ жизни, ни к чему не приводили. А тем временем история ее жизни становилась все мрачнее… Попала в поле зрения риелторов, которые, используя ее состояние, продали комнату и прописали в доме в Псковской области, где она ни разу не была. Стала жить у подруги, затем попала в тюрьму, а вышла в никуда… Вынуждена была работать на улице, паспорт отдала барыгам за дозу. А в 2013г. пришла к сотрудникам нашей организации и попросилась хоть куда-нибудь, чтобы не умереть.
Когда наш клиент идет навстречу, мы стараемся не упускать его из виду, не оставляем его ни на минуту. Обследуем с помощью доверенных врачей, госпитализируем при необходимости, так как состояние здоровья наших клиентов, как правило, плачевно. ВИЧ, туберкулез, венерические заболевания – их постоянные спутники. При госпитализации в ГТБ №2 имеется несколько положительных моментов. Во-первых, изоляция от общества лиц с открытой формой туберкулеза, во-вторых, длительное отсутствие возможности употребления наркотиков, в-третьих, обеспечение длительной психологической поддержки нарколога и социальных работников, которые мотивируют клиентов на приверженность к лечению, и к АРВТ в том числе, а также к изменению своего образа жизни и отказу от наркотиков. По окончании сроков госпитализации, больной не пропадает из поля нашего зрения, а переводится на дальнейшее амбулаторное лечение в противотуберкулезный диспансер. Параллельно с этим, привлекая различные организации и социальные службы, мы восстанавливаем документы, помогаем с регистрацией, в некоторых случаях, с оформлением пенсии и инвалидности.
Благодаря нашей постоянной непрерывной работе, нашей неизменной поддержке повышается сначала качество здоровья клиентов, постепенно возрастает социальная адаптация и повышается их социальный статус. У них меняется отношение к своему здоровью, они начинают понимать его ценность, начинают относиться к себе более ответственно. Следующий этап начинается с появления веры в то, что они могут изменить свою жизнь, и повышение качества их жизни.
Зачастую, для того, чтобы наркоман осознал тяжесть своего заболевания и захотел завязать, ему нужно испытать сильное потрясение. Например, передозировку наркотика или тяжелую потерю. То же самое произошло и с Наташей. Я госпитализировала ее в ГПТ №2, заболевание протекало очень тяжело, осложнилось параличом. Сейчас она постепенно восстанавливается, уже начала ходить, о наркотиках и слышать не хочет. Мы восстановили ей документы, сделали регистрацию.
И мы по-прежнему вместе, вместе боремся за ее судьбу.
Ирина Кузьменко