Даша (имя изменено по просьбе героини) – чистая, то есть не употребляет наркотики, с ноября прошлого года. Тогда посадили мужа на пять лет. Она говорит – ему наркотик подкинули, но не отрицает, что они вместе с мужем употребляли. Даша тогда же потеряла работу – восемь лет до этого мыла квартиры после ремонтов, конечно, безо всякой трудовой книжки, но хоть деньги были.
«Я так потерялась, когда мужа посадили, дочке семь лет младшей, оставить не с кем, да и вообще – какие уж наркотики», – Даша откровенно рассказывает о своей жизни.
Ей немного за тридцать. Двое детей, на обеих дочек лишена родительских прав. Старшая – в санатории на юге России, потому что у нее туберкулез. Видятся нечасто, но очень скучают, переписываются и созваниваются. Младшая – в детском доме. Отец старшей дочери даже ребенка не видел, отец младшей погиб пять лет назад в пьяной драке, а до этого еще пытался пристрелить Дашу.
У Даши сейчас несколько главных задач – не употреблять наркотики, принимать АРВ-терапию и восстановиться в родительских правах. С мужем, которого посадили, Даша не общается, даже не знает точно, где тот сидит.
Про свой ВИЧ-положительный статус Даша узнала, когда попала в больницу Боткина, беременная вторым ребенком на большом сроке. Терапию тогда начала принимать, но через год бросила – не сложились доверительные отношения с лечащим врачом. Обе дочки Даши – ВИЧ-отрицательные.
Когда-то давно Даша год проучилась на медсестру, потом еще полтора года в институте на психолога. Потом появились наркотики, и река Дашиной жизни потекла в русле каких-то кривых берегов. Так все это и тянулось. Дошло до того, что, когда первой дочке Даши было шесть, Даша сама отдала ее своим родителям под опеку: девочке нужна операция на глаза, а у Даши – никакого ресурса, никаких сил не было. А минувшим летом Даша перенесла еще один удар – ее лишили прав на младшую дочь, забрали девочку в детдом.
Она рыдала в зале суда. Рыдала, когда вышла на улицу. Но ей разрешили видеться с дочкой. И Даша каждые выходные у дочки, гуляют вместе на площадке детдома.
«Я хочу восстановиться в родительских правах, наладить отношения со своим отцом, чтобы не было никаких срывов, хотя он, как напьется, – просто сумасшедший делается, – Даша рассказывает, как недавно спала в подъезде, потому что отец не открыл дверь. – При этом я понимаю, что родители меня все равно очень сильно поддерживают, они – моя опора, я благодарна им, иначе давно бы уже на улице была».
Семья живет в типичной трешке – Даша, ее сестра с тремя детьми, родители. Мама Даши, чтобы тянуть семью, пошла работать в такси – в 60 лет.
Осенью прошлого года в районном центре реабилитации наркозависимых нарколог посоветовала Даше ходить на группу взаимопомощи «Анонимные Наркоманы»:
«Я не хотела идти. Зачем? Я же сама про себя все знаю. Но потом пришла, послушала, как-то затянуло, чувствую рядом людей со сходными проблемами, это оказалось важным – не одна я такая странная. А потом соцработник меня познакомила со Светой из «Гуманитарного действия», а я тогда даже терапию не пила».
Света – это равный консультант, которая участвует в нашем с Дашей разговоре: «Даша в январе начала пить терапию, и теперь уже вирусная нагрузка не определяется, и гепатит С в неактивной форме, и поправилась на восемь килограммов».
Конечно, нынешний путь Даши – не дорога сплошных побед и достижений. Ее недавно уволили с работы, хотя для восстановления в родительских правах работа нужна как воздух. Но пока эта история в минусе. Даша после очередной тяжелой ссоры с отцом заболела. В итоге попала в больницу, а поскольку на работе была оформлена официально, то и больничный официальный. И, как это нередко бывает, медики разгласили ее статус. Дашу вызвала начальница и намекнула, что надо уйти. Хотя должность у Даши – уборщица, но уйти все же пришлось.
Пока с трудоустройством взяли паузу. Сейчас мама Даши оформляет опеку над младшей дочкой, а Даша каждые выходные – в детдоме. Надо удержаться, выстроить свою жизнь по-новому, остаться с детьми, пытаться добиться восстановления в родительских правах. Конечно, думать о работе – трудовая книжка теперь есть, может быть, Даша пойдет кондуктором, может, на какое-нибудь производство.
Даша говорит, что без поддержки равного консультанта Светы просто не представляет своей жизни. Света отвечает на это, что всю жизнь сопровождать не будет, сама должна стараться. Но по тому, как она это говорит, как улыбается – понятно, что не бросит, что будет рядом, пока река Дашиной жизни не найдет себе русло с крепкими берегами…
Записала Галина Артеменко.
Фото Светлана Константинова.