СМИ о нас
Верховный суд России узаконил секс за обещание женитьбы

Верховный суд России узаконил секс за обещание женитьбы
Женский реабилитационный центр фонда «Город без наркотиков»

Заведомо ложное обещание жениться не может расцениваться судом как понуждение к действиям сексуального характера, состава преступления здесь нет, пояснил Верховный суд РФ в пленуме по делам об изнасилованиях.

«Не могут рассматриваться как понуждение к действиям сексуального характера или как иные преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности действия лица, добившегося согласия потерпевшей на вступление в половое сношение или совершение действий сексуального характера путем обмана или злоупотребления доверием. Например, заведомо ложного обещания женщине вступить с ней в брак и т.п.», — говорится в документе.

Верховный суд разъяснил, что воздействием с целью получения вынужденного согласия на сексуальные действия являются шантаж, угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо использование материальной или иной зависимости потерпевшего лица.

Алкогольное или наркотическое опьянение потерпевшего лица по делам такой категории может считаться беспомощным состоянием, но в том случае, если жертва преступления не понимала, что с ней совершают, и не могла оказать сопротивление, разъяснил ВС.

При этом уточняется, что не имеет значения, была ли жертва приведена в такое состояние виновным или находилась в беспомощном состоянии независимо от его действий.

Закон «про это»

Известная писательница, феминистка Мария Арбатова поддержала решение ВС. На вопрос корреспондента Федерального агентства новостей, чем чреват такой закон для женщин вообще и для женщин из социально уязвимых групп, в частности, она ответила:

«Связи между сексуальным насилием и обещанием жениться не существует. Существует только добровольность или недобровольность секса. Мне даже странно, то такие вещи необходимо прописывать в законе. Они подразумевают, что у женщины такие проблемы с собственной сексуальностью, что на половой акт её мотивирует не желание, а потребность в обручальном кольце. Этот закон бьет только по патриархальным стандартам, признающим нормальным секс без желания, но со штампом в паспорте. Если женщину возбуждает не мужчина, а марш Мендельсона, значит ей необходимо посетить сексолога, а не прокурора».

Убита по собственному желанию

А вот психолог, педагог, руководитель гендерного направления в Санкт-Петербургском благотворительном общественном Фонде «Гуманитарное действие» Анна Иванова считает иначе:

«В судебной практике всегда очень трудно доказать факт насилия и применить наказание к преступнику, так как обычно при этом свидетели отсутствуют, а жертва растеряна и не может собрать все доказательства совершенного против нее преступления. В нашем обществе принято скорее считать виноватой жертву, которая не смогла разглядеть в мужчине преступника или вела себя слишком раскованно, была так одета, что сама спровоцировала насилие.

Мало кто признает право женщины на неприкосновенность в любой ситуации, в любой одежде и в любом состоянии. Подобные законы создают дополнительные уловки для преступника, чтобы остаться безнаказанным. Когда закон не бьет по рукам, а оговаривает меру опьянения женщины или меру действий, склоняющих к сексуальным отношениям, чтобы считать это насилием, то такой закон сразу перестает работать. Определить рамки воздействия по прошествии времени чаще всего не представляется возможным, чем с успехом пользуются адвокаты насильников и следственные органы, чтобы «замять» подобные преступления. Эта одна из причин, по которой насилие в российском обществе носит столь обширный характер.

Преступники практически уверены, что жертва не станет обращаться в полицию, и они останутся безнаказанными. В результате очень много настоящих преступлений остаются под грифом «по собственному желанию»! Лучше было бы, если бы законы вообще не касались интимной сферы отношений. Не все сферы жизни могут и должны регулироваться государством. Наши законодатели нередко оскорбляют инициативами по смягчению обстоятельств совершенного насилия и без того пострадавших жертв», — утверждает эксперт.

«Уязвимым» не поможет никто

«Уязвимые группы и так никто ни во что не ставит, а это решение ВС даст повод вообще не рассматривать дела о насилии, которых считанные единицы. К ним отношение простое «сами виноваты», — так считает член координационных советов по ВИЧ/СПИДу при министерстве здравоохранения РФ и правительстве Санкт-Петербурга, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав психолог Сергей Дугин.

«Если говорить про женщин, которые стоят вдоль дорог, продают себя, то они практически все употребляют героин. Они и так боятся идти в полицию, делать заявления обо всех видах насилия, которые с ними происходят, потому что на эти заявления никто не реагирует. Могут, конечно, заявление принять, но вряд ли кто-то будет этим заниматься. Потому что стереотип отношения к ним уже сложился. Помогать им не модно. А после такого решения ВС получается, что если женщина под воздействием психоактивных веществ, то это дело даже рассматривать не будут. Вообще смысла нет идти писать заявление», — считает собеседник ФАН.

На дне

«Конкретно в этом решении ВС не говорится, что речь о таких людях. Но между строк это читается. На мой взгляд, мы опять входим в ту фазу, в то пространство, где общество больше будет сосредоточено на том, как бы самим выжить, а что происходит у других, абсолютно все равно. И чем больше говорится о людях из уязвимых групп, которым нужна помощь, тем больше их отталкивают. «Нам бы самим разобраться с тем, что происходит, а вы тут еще про наркоманов и проституток!» «Всех их надо вывезти в одно место, чтобы нам жить не мешали».
Что происходит с людьми, которые попали в беду? Это не обязательно ведь наркотики. Это могут быть люди с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. Никто не рассматривает причину такого положения вещей. А в основном все проблемы начинаются из детства, создавались обществом и семьей. Не учитывая этого, невозможно понять таких людей.
Общество не обращает на них внимания. А в итоге во всем виноват этот, пострадавший от общества человек. Часто это всего лишь подросток, который еще в жизни-то не определился, а жизнь его фактически сломана. Единицы, попав на обочину, сами вырываются оттуда», — рассуждает Сергей Дугин.

«На мой взгляд здесь суд влезает в личную сферу человека, этого не должно быть», — убежден эксперт.

Ирина Смирнова

Источник: http://riafan.ru/121514-verhovnyiy-sud-rossii-uzakonil-seks-za-obeshhanie-zhenitbyi/ 

Наша работа
Наша работа направлена на поддержку людей, употребляющих наркотики, и развитие экспертного сообщества