Истории подопечных
Несвяточный рассказ

 

С Аленой встретились незадолго до новогодних праздников. Ей хочется пожелать банального – чтобы наступивший год был лучше предыдущего. Для нее это очень важно: ей надо выбраться из тяжелой ситуации, и она еще в самом начале пути.

Алена с мужем жили двадцать лет назад в одном из новых районов города. Он был хорошим монтером, она – продавцом. Алена вспоминает, что денег было достаточно, покупали дорогую бытовую технику – нравилось это им, детям всякие дорогие  игрушки – сыну и дочке. Потом муж погиб в ДТП, Алена пошла на вторую работу – уборщицей. Жить стало намного труднее, мама Алены забирала детей, чтобы дать дочери возможность зарабатывать. В маленьком магазине, где торговала Алена, один из мелких начальников как-то сказал ей: «Чего грустная такая? Сейчас будешь веселая». И дал понюхать героин. Действительно, грусть как рукой сняло. Нюхать стала постоянно. В ее жизни быстро появился другой мужчина, который сказал, что нюхать – это несерьезно. Надо употреблять внутривенно. Употребила. И продолжала…

Через год 26-летняя Алена уже сама торговала наркотиками и употребляла, конечно. Сначала выгнали с дополнительной работы уборщицей, потом выгнали из магазина. Но деньги были. Правда, довольно быстро она села в первый раз.

Дальше можно не описывать эту жизнь: вышла – посадили снова. Так несколько раз. Лишили родительских прав. Мама – опекун над детьми, спасибо, что в колонию даже привозила детей на свидание.

Третий срок у Алены был уже за амфетамин в 2012 году, но дали условно. Четыре года, как сама вспоминает, «отходила шелковая» – не употребляла, ничего не нарушала. И уже знала, что ВИЧ и гепатит, принимала  антиретровирусную  терапию. А потом оказалось, что пустоту внутри заполнить нечем, кроме алкоголя. Начала пить. И как-то очень быстро втянулась, пила каждый день и много. Терапию забросила. За комнату в коммуналке в центре Петербурга – просторную, 25 квадратных метров – платить перестала. Накопился долг почти в полмиллиона рублей. Уже собирались выселять, но тут, как казалось Алене, подвернулась удача – встретила старую знакомую по Саблинской колонии, которая познакомила Алену с «хорошими риэлторами». Ведь можно же быстренько обменять комнату в центре Петербурга на квартиру в Ленобласти, и все дела. «Риэлторы» заливали в Алену водку, она не помнит, что подписывала. В итоге оказалось, что комнату она кому-то подарила, а сама теперь зарегистрирована в «резиновой квартире» в поселке в доме за 200 км от Петербурга, в квартире, на которой, как оказалось, тоже висит немалый коммунальный долг.

Сейчас Алена живет в палатке «Мальтийской службы помощи», снова начала принимать антиретровирусную терапию, думает, что надо бы и гепатит С начать лечить. Но главное – как вернуться в родной город, вернуть регистрацию, получить жилье? Она ищет работу продавцом или кассиром. В ее жизни нет сейчас наркотиков и алкоголя. Но в ее жизни сейчас нет и ее собственных детей. «Сын давно отвернулся от меня, – говорит она. – С дочерью последний раз виделись года два назад».

Алене 44 года, у сына своя семья. Дочь, насколько Алена в курсе, хорошая спортсменка. У них есть свое жилье. Жива мама Алены, иногда кидает дочери денег на телефон.

И Алена сейчас один на один с вопросами, которые надо решать. Не получается пока святочного рассказа и красивой истории. Но Алена жива, в ремиссии, принимает терапию, есть над головой пусть палаточная, но безопасная крыша. Есть люди, которые в курсе проблем Алены, помогают ей – как, например, кейс-менеджеры «Гуманитарного действия». И есть ее собственная готовность менять жизнь.

Автор: Галина Артеменко.

Фотографии: Светлана Константинова.

Поддержите работу фонда
Синий автобус — один из проектов фонда, который помогает зависимым людям сохранить здоровье и жизнь