Истории подопечных
«Алкоголь в 15-16-17 лет купить сложнее, чем наркотики»

Тимофею (имя изменено) 18 лет. Ещё вчера он был трудным подростком, который уже несколько лет нигде не учился, периодически убегал из дома, скандалил с родителями и привлекался за мелкое хулиганство. А сегодня он наш клиент, который получил «карточку Синего» (то есть стал посещать наш мобильный пункт помощи людям, употребляющим наркотики, – Синий автобус).

Познакомились мы с Тимофеем полтора года назад. Тогда на горячую линию равного консультанта позвонила сотрудница Центра помощи семье и детям одного из районов Санкт-Петербурга и попросила содействия.

«Есть неуправляемый подросток из благополучной семьи. Употребляет все, что плохо приколочено, а если приколочено, его и это не останавливает!», – рассказала она.

Диалога с семьёй не получилось. Мама Тима ушла в глубокую защиту со словами: «Это переходный возраст. Мы в помощи не нуждаемся, а эти органы только нас терроризируют!». Помочь там, где не просят, действительно сложно. Поэтому мы отступили.

Работа с Центром продолжалась, и периодически нам приходилось слышать об этой семье. И вот Тиму исполнилось 18, и он согласился ответить на наши вопросы.

С прошедшим днём рождения, Тим. Как отметил совершеннолетие? Чувствуешь себя взрослым?

Спасибо. Как отметил, не помню. Значит, хорошо. (Смеётся.) Было много народу, мы снимали дом в области. А взрослым я себя чувствую давно. Лет с 15.

А что для тебя означает «Стать взрослым»?

Нууу… Это значит чувствовать, что ты сам за себя отвечаешь. И за поступки свои самому отвечать. А ещё тебе продают то, что ты хочешь, и в том количестве, в каком хочешь.

Это ты про алкоголь?

Ну, и про алкоголь тоже. Кстати, алкоголь в 15-16-17 лет купить сложнее, чем наркотики. Паспорт сейчас почти везде спрашивают. А для наркоты нужны только интернет и деньжата.

А где подросток берет деньги?

Родители. Отец до сих пор выделяет. Ну или сам беру. Орут, мама верещит, но дают. Ну и заработать можно всегда. От курьера до ставок, на спорт, например. Некоторые ребята незаконные подработки берут, но они «олени», их ловят быстро.

Расскажи пару слов о своей семье.

Мама врач. Отец строитель. Бабушка есть. Но она далеко живёт. Две сестры младших еще. Я из дома стал уходить как раз потому, что сестры «достали». Как средняя родилась, так я стал за няньку. Ну, вроде терпимо. А потом вторая появилась. Вообще стало невыносимо. Мою комнату превратили в детскую. Меня переселили в гостиную. Я стал у друга оставаться. Но мать это не устроило. Орала вечно, орала, что я должен с сестрами сидеть, ведь я большой, а они маленькие, должен их кормить, гулять, учить там чему-то. Она же работает. Батю вообще редко дома видел. Приходил, только на меня орал, что всё-то не так делаю. Ну, я и вообще почти перестал туда приходить.

Когда ты впервые попробовал наркотики?

В 14. У друга. Он у старшего брата взял. Но не верил, что затянет. Мы только расслаблялись. Ну и «дорасслаблялись».

Когда ты понял, что у тебя уже зависимость?

Года через два. Когда уже поняли, что ж… Когда из техникума отчислили.

А родители когда узнали, что ты употребляешь наркотики?

Мать до последнего не знала. В 17 у меня передоз был. Вот от скорой и узнала. А отец на полгода раньше. «Спалил» нас с друзьями, поорал, но сделал вид, что не знает.

Родители делали попытки тебя лечить?

Лечить нет. Дома запирали. К бабушке жить отправляли. Интернатом грозились. Интернет вырубали. Мать к экстрасенсу какому-то ходила (смеётся), потом она какие-то ветки березы или рябины мне под подушку засовывала. Гипноз был ещё. Но это совсем смех.

Я так понимаю, наркологов, психологов, реабилитационных центров и групп взаимопомощи в этом перечне не было?

Правильно понимаете.

Но ведь тебе предлагали. Помню, как перед тобой прыгали социальные работники из Центра помощи семье и детям…

Я об этом стал задумываться только недавно, когда брата моего кореша посадили. Это отрезвляет. Поэтому я вам и позвонил. А тогда (тяжело вздыхает) нам не до этого было.

Тим, давай пофантазируем. Допустим, у тебя есть шанс изменить свою жизнь. Какое желание ты бы загадал?

(Задумался.) Я бы учиться пошёл. Хочу в МГУ, и чтобы общагу дали.

Как ты думаешь, почему подростки начинают употреблять наркотики?

Отчаяние. Тебя не слышат. Ты вроде есть, но тебя нет. Пустота. И внутри пустота. Обида ещё. Унижение. Не от хорошей жизни, короче.

Тим, что бы ты сказал себе 14-летнему?

Просто попробовать не получится. Уезжай к бабушке. Не реагируй на истерики матери. Это всё плохо закончится. Ну и (задумался) надо было школу закончить.

А что бы ты хотел сказать себе 23-летнему?

Поблагодарить себя, что смог остановиться. Ещё хочу гордиться, что всё-таки поступил учиться и учусь. Может, даже работаю.

Тим, что бы ты посоветовал родителям, чьи дети стали употреблять наркотики?

Разговаривайте с детьми. Не пытайтесь на них давить, это только усугубляет. Не верьте, если они говорят, что сами могут остановиться. Не могут. Наркотики так просто не отпускают. Это болото и самообман. А ещё, наверное, не снимать с себя ответственность…

Автор: Алена Рачева, психолог, социальный педагог.

Поддержите работу фонда
Синий автобус — один из проектов фонда, который помогает зависимым людям сохранить здоровье и жизнь