Вышел в свет очередной номер нашей газеты для людей, употребляющих наркотики (ЛУН), «Будем жить!». Один из материалов посвящен истории нашего мобильного пункта работы с ЛУН – «Синего автобуса». Кому, как не нашему директору Сергею Дугину, который работает в фонде с 1997 года, рассказать эту историю? По большому счету, это история даже не об автобусе, а о временах – прошлых и будущих.
– Сергей, если не ошибаюсь, твой путь в фонде «Гуманитарное действие» когда-то начинался именно в мобильном пункте профилактики «Синий автобус» в качестве водителя/социального работника, позже – психолога. Не хочется иногда снова поменять директорское кресло на водительское?
Почти. Началось все с того, что я был простым водителем на машине и возил директора тогда еще партнерской организации «Возвращение», у которой был известный реабилитационный центр для зависимых «Мельница». Это был 1997 год. В тот же год, совместно с французской организацией «Врачи мира», запустился первый в России автобус помощи потребителям инъекционных наркотиков.
У меня был опыт консультирования зависимых, и я понемногу начал втягиваться в работу с нашими клиентами, сначала на «Мельнице», потом на «Автобусе», параллельно занимаясь логистикой для офиса, центра и «Автобуса». В конце 1999 года я понял, что «Автобус» — это то место, где я хотел бы работать, и целиком перешел в команду тогда еще «Врачей мира».
А директорское кресло я периодически меняю на консультирование людей, которые попадают ко мне разными путями. В основном это родители тех потребителей, которых я «вытаскивал» раньше, так что расслабляться не приходится.
– Сколько всего машин отработало под лейблом «Синий автобус», Кстати, когда его окрестили этим именем?
На сегодняшний день это третий автобус, и, надеюсь, будет четвертый, новый. Изначально нас называли «Врачи мира» или просто «Врачи», некоторые ребята, которые приходят еще с тех времен, до сих пор нас так и называют. К сожалению, первый автобус сожгли, кто — неизвестно. Потом был автобус, который мы переделывали сами, с учетом особенностей нашей работы. А синим он стал, когда поменялся его цвет, это был 2004 год.
– Есть ли существенная разница в работе автобуса тогда и сейчас, Менялся ли состав специалистов в команде автобуса, На каких точках работали?
В работе существенной разницы нет, в команде – да, сейчас есть служба сопровождения, ее сотрудники приходят в автобус и сопровождают клиентов, у которых множество проблем, и которые согласны на нашу помощь.
А места стоянок, конечно, поменялись. Первый автобус стоял только в двух точках, у Правобережного и Некрасовского рынков. В то время наркотики продавали в основном централизованно в этих местах, да и народу приходило каждый день до 300 человек, в автобус постоянно стояла очередь.
– Отличаются ли сегодняшние клиенты программы от тех, кто приходил тогда?
Наверное, нет разницы. Это люди, они не превратились в каких-то чудовищ. Скорее поменялись мы. Сейчас мы стараемся решить максимум проблем, которые есть у наших клиентов, стало больше возможностей и партнеров.
– Наверняка были такие клиенты или ситуации, которые запомнились навсегда. Можешь поделиться воспоминаниями?
Когда я работал в маленьком автобусе, который помогал уличным секс-работницам, однажды пришла наша постоянная клиентка, вся в слезах. Я спросил, что случилось. После ее рассказа пришлось около часа приводить ее в чувство. Ее взяли четверо уродов, по другому не назовешь, отвезли в сауну, и после того, как она их обслужила, заставили плавать в бассейне, а сами в это время стреляли в нее из пневматических пистолетов. Она показала свои ноги, которые были все в кровоточащих ранах от свинцовых шариков. Я потом долго вспоминал этот случай и каждый раз думал, какие люди жестокие, особенно в отношении тех, кто не может себя защитить.
– Сегодня «Синий автобус» уже надежно вписался в городской пейзаж, а ведь когда-то вы были первопроходцами не только в Питере, но и в России. Как изменялось отношение к автобусу, к программе? Наверняка приходилось встречаться и с негативом, и с активным неприятием горожан. Как с этим работали?
Да, были времена, когда милиция требовала убрать автобус, проверяли каждый раз у всех документы, снимали номера, задерживали команду, но это все в прошлом. Сейчас у нас хорошие отношения с администрациями районов, есть понимание и у полиции. Не у всех, но многие понимают, что мы делаем хорошее дело, и что благодаря нам люди меняются в лучшую сторону.
Горожане тоже встречались разные, были те, кто писал письма в администрацию района, чтобы нас убрали, нам пришлось напечатать маленькие листовки с информацией, чем мы занимаемся. Через какое-то время стали приходить люди и просить помощи, дворники благодарили за то, что на улицах и в подъездах больше нет шприцев.
– Открой секрет, как на фоне закрывающихся благотворительных программ, целых организаций, в условиях экономической нестабильности удалось сохранить программу «Синий автобус»?
Здесь секретов нет, это заслуга Саши Цехановича (один из учредителей фонда), который создал нашу организацию, который сумел собрать прекрасных специалистов, а многих вырастить из простых социальных работников. Я как раз из этого числа, за что очень ему благодарен. Мы все стараемся сохранить наши принципы, заботимся о людях и находимся в постоянном поиске новых проектов и партнеров, и, конечно, развиваем взаимодействие с государственными учреждениями и комитетами, которые тоже нас поддерживают.
– Сергей, и последний вопрос. Приоткрой завесу над ближайшим будущим: говорят, скоро на смену нашему ветерану — старенькому МАРЗу — в рейс выйдет современный, технически оснащенный, комфортабельный «Синий автобус». Когда клиентам ожидать встречи с ним, и что сулит для них его появление? Будут ли изменения в комплексе предоставляемых услуг, изменится ли маршрут, расширится ли территориальный охват?
Да, в конце этого года или в начале января 2019-го выйдет на линию абсолютно новый, переоборудованный автобус, который, безусловно, будет в разы превосходить по комфортабельности предыдущие. Мы и сами с нетерпением ждем, когда это случится. Это стало возможным благодаря гранту Фонда Элтона Джона по борьбе со СПИДом. Грант называется «Маяк» и рассчитан на 3 года. Фонд Элтона Джона дает нам средства на расширение нашей повседневной работы, а также на то, чтобы показать государству: наша деятельность нужна и важна, и мы можем и должны выполнять ее совместно, а не порознь. Запланированы обучение сотрудников государственных учреждений навыкам работы с наркопотребителями, распространение нашего опыта в другие регионы, проведение мониторинга и оценки нашей работы… в общем, планов много.
Беседовала Марина Акулова.