Равный консультант по ВИЧ-инфекции, психолог Алена Рачева делится историями детей и подростков, которые столкнулись с наркотиками — и сумели получить помощь благодаря нашему фонду.
– Девушка, 15 лет. На горячую линию равного консультанта обратилась мама. Полгода назад начались проблемы в школе, стала уходить из дома. Снизилась успеваемость. Замечена в употреблении амфетамина, возможно, и других веществ. Семья полная, благополучная. В семье двое младших детей. После совместной работы с психологами, Центром помощи семье и детям и консультаций с родителями девушка согласилась на реабилитацию. Семья сама оплатила курс реабилитации, сейчас девочка находится в реабилитационном центре в Ленинградской области.
– Юноша, 16 лет. С 14 лет употребляет «соли». Еще в школе был поставлен на учёт в органы профилактики. В фонд обратилась мама подростка. Она одна воспитывает мальчика с рождения, это ее единственный ребенок. Любые попытки наладить контакт с сыном заканчивались скандалами. Неоднократно предпринимались попытки начать лечение наркозависимости, но амбулаторное лечение оказывалось неэффективным. Парень всегда срывался. От отчаяния мама подростка готова была взять кредит и «отправить сына хоть куда, только бы помогли». Маме предложили начать работу с психологом на тему созависимости. Больше двух месяцев мама посещала психолога, вступила в сообщество «Матери против наркотиков». Изменив отношение к проблеме, снизив эмоции и научившись «жить с проблемой», самостоятельно убедила сына на прохождение реабилитации (от детского психолога он отказался). В данный момент парень проходит реабилитацию в Калужской области.
– Юноша, 15 лет. С малых лет был на воспитании у бабушки. Родители присутствовали в жизни мальчика редко. Есть старшая сестра, с 19 лет употребляет алкоголь и наркотики. Бабушка обратилась в фонд, контакты консультанта дали в Центре помощи семье и детям. Бабушка крайне эмоционально поделилась проблемой и страхом, что внук пойдет «по стопам внучки». В ходе беседы стало понятно, что мальчик употребляет мефедрон, возможно, не ограничивается им. Походы к детскому наркологу, психологу и социальному педагогу положение дел не меняли. Бабушке предложили обратиться к психологу самой, скорректировать свое поведение и разобрать тему созависимости, но бабушка не захотела, сославшись на занятость и проблемы со здоровьем. Через два месяца поступил звонок от Центра помощи семье и детям. Они попросили оказать содействие в определении парня на реабилитацию. Отсутствие бесплатных центров в Санкт-Петербурге и крайне высокие цены в платных центрах вынудили бабушку отправить внука на реабилитацию в город Тула. Реабилитационный центр предоставил льготные условия семье.
– Юноша, 17 лет, и девушка, 16 лет. Молодая влюбленная пара. Вместе два года. Вместе употребляют «соли». Тревогу забила мама девушки, когда стала замечать изменение в поведении дочери, отсутствие желания учиться. Молодые люди не пропадали из дома, наоборот, почти не выходили из комнаты, закрывшись там. Родители долго пытались наладить контакт с детьми, обращались к психологам и наркологам, государственным и частным специалистам. В фонд обратилась мама девушки, после того как возлюбленного ее дочери задержала полиция, и у девушки начался нервный срыв. После двух консультаций подростки сами попросили помощи и изъявили желание отправиться на реабилитацию. После длительных переговоров со многими реабилитационными центрами по стране, которые работают с несовершеннолетними, пара молодых людей была отправлена в Казахстан, условия пребывания максимально устроили и детей, и их родителей.
– Юноша, 14 лет. Воспитывался в многодетной, малообеспеченной семье, где оба родителя страдают зависимостью от алкоголя. Мальчик с ранних лет числился на учете во всех органах профилактики. Регулярно посещал консультации социальных педагогов, психологов. После того как был замечен в употреблении наркотиков (в том числе метадона), направлен в отделение медицинской реабилитации (ОМР). К изменению поведения эта мера профилактики не привела. Тетя мальчика обратилась в фонд с просьбой помочь изолировать парня от друзей и семьи, показать «лучшую жизнь, без алкоголя и наркотиков». Совместно с тетей и Центром помощи семье и детям мальчика удалось уговорить отправиться в реабилитационный центр, с возможностью вернуться, если не понравится. Понравилось. После месяца пребывания в реабилитационном центре в Калужской области парень решил остаться и завершить курс реабилитации. Центр пошел на содействие и предоставил льготные условия в связи с тяжелым материальным положением семьи ребенка.
– В фонд обратилась бабушка 10-летнего мальчика со словами «Пожалуйста, помогите, ему всего 10 лет, а он уже употребляет наркотики». У мальчика есть старший брат. Ему 17, и именно он впервые дал попробовать брату наркотик, когда тому было 9 лет. Спустя год поведение ребенка стало неконтролируемым. Как выяснилось позже, он употребляет «соли» и, эпизодически, метадон. Консультант дала бабушке список контактов, по которым можно обратиться, среди них — психологи, Центр помощи семье и детям, детский нарколог и психиатр. В данный момент ребенок проходит лечение амбулаторно, у частных специалистов. Реабилитационные центры в нескольких регионах, которые работают с детьми и подростками, готовы принять мальчика абсолютно бесплатно.
За период с октября по декабрь 2021 года Алена оказала содействие в отправке на реабилитацию 18 детей и подростков, употребляющих наркотики, в возрасте от 12 до 17 лет.
Наш фонд уже несколько лет добивается открытия в Санкт-Петербурге реабилитационного центра для детей и подростков, употребляющих наркотики. Однако не помогает даже поддержка аппарата Уполномоченного по правам ребенка. Официальная позиция такова: проблема недостаточно значительна, поэтому употребляющих детей и подростков нужно отправлять на реабилитацию в другие регионы либо справляться силами амбулаторных наркологов. Мы будем продолжать настаивать на необходимости открытия специализированного центра в Петербурге.