Врач Сергей Иевков делится своими впечатлениями от работы на нашем Синем автобусе. Сергей принимает на автобусе несколько раз в неделю.
«На этой стоянке Синего автобуса я второй раз. Сегодня, как и полтора месяца назад, веду консультативный врачебный прием для людей с химической зависимостью в небольшом кабинете переоборудованного для этих целей рейсового автобуса. В будний день в течение нескольких часов поздним вечером в спальном районе Петербурга.
Почти все пациенты пришли повторно и все с положительной динамикой, что очень меня радует. Ужасно приятно видеть результат своей работы, счастливые и радостные лица людей.
Вот Н., обменивает шприцы и восторженно повторяет, что я ее спас. Заходит и ко мне в кабинет — показать заживающую рану на голени. Когда-то давно рана после хирургического разреза в больнице вторичным натяжением так и не затянулась, а при первом нашем знакомстве с Н. безумно болела. Так, что нарушался сон. Женщина не могла долго ходить, хромала, а через невысокий порожек при входе в мою смотровую вообще не сумела перебраться без посторонней помощи. Сейчас все иначе.
— Спасибо вам, вы меня просто спасли, спасли. Смотрите, как я хожу. А тогда, в первый раз, помните? Я тогда и на автобус впервые пришла, и с вами встретилась. Мне сорок лет, двадцать из них употребляю. Наторчалась, хватит. Мешает работе. Буду переламываться.
— Отлично! Удачи вам! Если будет что-то смущать, появятся вопросы — обязательно приходите! До свиданья, Н. С наступающим!
— Спасибо. С наступающим!
Успеваю сделать несколько записей и снова слышу тихий стук в дверь. Едва различимый на фоне равномерного шума работающего дизельного мотора автобуса.
— Можно?
— Да, конечно. Заходите.
На кушетку присаживается моя следующая пациентка М. Начинали мы с грязных, гнойных, дурно пахнущих обширных ран на обеих ногах, с курса антибиотиков и влажных повязок с антисептиком, с долгого разговора про приверженность к лечению, с записей на листе бумаге, что и зачем нужно выполнять дома самостоятельно и как часто, с бесед про питание, перевязки и образ жизни. И вот, спустя месяц вижу, как раны затягивается, образуются новые участки молодой розовой кожи. Любуюсь!
М. сама радостно отмечает, как поправляется. Благодарит меня. Говорю ей, что прежде всего это ее заслуга, ее воля к выздоровлению и принятая на себя ответственность за жизнь и здоровье. Я всего лишь направил ее, подсказал, сориентировал. Мне было важно похвалить и поддержать ее, напомнить, что важно дальше так же ответственно и четко следить за собой. Немного корректирую мазевую терапию, еще раз проговариваю важные моменты для успешного лечения ее трофических язв, прощаемся до следующего раза уже в новом году.
(Спасибо Калгари-Кембриджским руководствам по общению с пациентами и Анна Сонькина-Дорман, без участия которой эти руководства не были бы переведены на русский язык: получается бережно, на равных и без патернализма, но знаю, что можно лучше, учусь:))
Да, порой случайные первые встречи со мной определяют дальнейшую судьбу ран и ожогов. Так как стоянок Синего автобуса много, существует сквозное расписание работы: где-то мобильный пункт помощи останавливается на три-четыре часа раз в неделю, где-то бывает два раза в месяц, и попасть к врачу на автобусе для получения низкопороговой медицинской помощи для многих большая удача.
Вновь и вновь убеждаюсь, что даже в стесненных условиях с ограниченными ресурсами, даже с самыми дискриминированными обществом пациентами можно продуктивно работать, оказывать медицинскую помощь и получать отличные результаты лечения и искреннюю благодарность. Спасибо миру за такую возможность!
p.s. Книга, из которой почерпнул много важного для себя, — “Навыки общения с пациентами”, авторы: Дж. Сильверман, С. Кёрц, Дж. Дрейпер, изд-во “Гранат”. Есть на Лабиринте, дорогая, но, вне сомнения, стоит своих денег. Рекомендую».